СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Xitizen Cain (UK)

Стиль: From Art-Rock to Prog-Metal

Статус: Active

Исходный состав (1984 – '88): Cyrus (Scott) – bass & vocals; Gordon Feenie – drums, keyboards, flute, b/vox; Tim Taylor – guitars, keyboards. Состав (1996 – ’99): Xyrus – bass, lead vocals; Stewart Bell – keyboards, guitars, drums; b/vox. Текущий состав (2000 – ’14): Xyrus – bass; lead vocals; Stewart Bell – keyboards; drums; b/vox; Phil Allen – guitars; b/vox.

Gруппа Xitizen Cain образовалась в 1984 году в Шотландии. До 1996 года называлась Citizen Cain – по одноименному фильму Орсона Уэллса 1941 года. Первый ее состав-трио, просуществоваший пять лет, играл гитарный Арт-Рок умеренной сложности – очень оригинальный, но недостаточно яркий для мрачной (в отношении прогрессивной рок-музыки) декады, чтобы заключить контракт с какой-либо записывающий компанией. Группа, в основном, гастролировала, но успела записать в студии несколько песен общей протяженностью около 42 минут. Они и легли в основу ее формального дебютного альбома “Ghost Dance”, изданного итальянской компанией Mellow Records спустя восемь лет после распада этой первой версии Xitizen Cain. Качество звука приемлимое, но не слишком хорошее. В итоге, я бы рекомендовал этот диск не всем любителям Прогрессива, а только так называемым комплетистам.

S 1991 по 1995 год группа была квинтетом, который выпустил два очень контрастных альбома. Первый из них, “Serpents in Camouflage”, мне лично даже менее интересен, чем дебютный, так как представляет собой весьма жалкую пародию на ранний Marillion. Зато очередной диск, “Somewhere But Yesterday”, не восхвалял только ленивый или невежда в Прогрессиве. И было за что. Это – единственный альбом, который действительно является клоном, в данном случае, Genesis. От начала до конца он звучит словно утраченный было альбом английской Легенды образца 1972-’73 годов. (Я одно время в шутку говорил друзьям, что так оно и есть, и они верили, не сомневаясь ни на мгновение.) Музыка, вокал – неотличимый от габриэловсого – и инструментальное исполнение здесь столь же великолепны, как и у Genesis в указанный период. Xitizen Cain показали всем, как нужно сочинять и играть, если заимствовать чужой стиль. Великий альбом, однако.

Tем не менее, моим самым любимым диском группы стал “Raising the Stones”. Это уже не клон Genesis, а логическое развитие классического стиля той группы в нечто, вроде бы, узнаваемое, но, одновременно, уникальное. Так, на мой взгляд, мог бы звучать “A Trick of the Tail”, если бы группа пошла путем дальнейшего усложнения своей музыки, а не стала – впервые – местами зигрывать с поп-артом. “Raising the Stones” – очень глубокая и интересная программа, многими недооцененная. Факт, что в нее не «въехало» большинство любителей Genesis, в отличие от предшественника, говорит сам за себя. Один мой хороший знакомый, знаток и любитель Neo, сказал после прослушивания диска: «Эх, жаль, такая группа испортилась!..», что для меня прозвучало не иначе как комплимент ей.

Oба более поздних альбома, если быть честным, в общем музыкальном отношении превосходят все, изданное Xitizen Cain ранее. Стиль – на 2/3 очень сложный Прог-Метал и на 1/3 Арт-Рок классического образца – так бы, возможно, звучали Genesis, если бы двинулись в этом направлении, вместо того, чтобы исполнять поп-арт. Оба диска – уникальные творения, где только вокал Сайруса традиционно «габриэлевкий». Не получится внятно объяснить, почему “Где-то, кроме вчерашнего дня”, все же, является моим фаворитом. Возможно, это связано с ностальгией по середине 90-х, когда я был наиболее жизненно и творчески активен. Так или иначе, лучшая новая британская группа той декады (вторая для меня – Porcupine Tree) продолжает удивлять новаторской трансформацией своего стиля. Неважно, что альбомы выходят относительно редко.

V последнее время Stewart Bell (при помощи свеого коллеги по группе гитариста Фила Аллена) и Xyrus оба работали над своими сольными программами. Первый из них свою (“The Antechamber of Being - Part I”) уже выпустил – как Citizen Cain’s Stewart Bell. Это очень добротная рок-опера, причем, Стюарт здесь тоже поет в манере Питера Габриэля, но лучше бы, все же, если бы лид-вокалистом был Ксайрус, а не квартет из Белла, Arjen-a Lucassen-a (Ayreon) и еще пары певцов, одна из которых, само собой, женщина. Если музыка сама по себе хороша, то ее вокальное обрамление сегодня уже выглядит стереотипным.

Дискография:
1988/1996 - “Ghost Dance", 1992 - "Serpents in Camouflage", 1994 - "Somewhere But Yesterday", 1998 - "Raising the Stones", 2002 - "Playing Dead", 2012 - "Skies Darken".

Титульная страница