СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Supertramp (UK)

Стиль: Art-Rock

Статус: Active

Исходный состав: Ричард Дэвис (клавишные, вокал), Роджер Ходжсон (гитара, вокал, бас-гитара, клавишные), Ричард Палмер (гитара), Боб Миллер (ударные).

Aнглийская группа Supertramp образовалась в Лондоне в 1969 году. Дебютный, их лучший, диск вышел в 1970 году, но имел успех только в Англии (в США его поначалу не выпустили вовсе). Их сложный арт-рок до многих дошел далеко не сразу, хотя новизну идей и оригинальное исполнение некоторые критики все же отметили. В конце этого же года Supertramp стали квинтетом: ушел ударник Миллер, а пришли сразу двое музыкантов: Кевин Карри (ударные) и Фрэнк Фаррелл (бас-гитара). В результате Ходжсон стал "чистым" поющим гитаристом, а бас-гитару оставил. С 1971 года группа несколько упростила стиль, который и стал ее «визитной карточкой». Второй диск группы также не имел широкого успеха, и тогда Supertramp надолго исчезли из поля зрения.

Tри года спустя они заявили о себе программой "Преступление века" (1974), которая тоже заняла место в ряду шедевров арт-рока. Дэвису и Ходжсону к этому времени удалось, наконец, сформировать достойный состав: их помощниками стали Джон Хелливелл (духовые, клавишные), Дуги Томпсон (бас-гитара) и Боб Бенберг (ударные). Арт-рок группы теперь значительно обогатился звуками флейты и саксофона, и не имел аналогов во всем мире — саунд был очень оригинальным. Следующий альбом (1975) еще более укрепил позиции Supertramp.

Vесьма интересными получились и два последующих альбома ансамбля. Диск "Завтрак в Америке" получил широкий резонанс во всем мире и имел крупный коммерческий успех, что в арт-роке встречается не так уж часто. Парадокс: все песни этого диска попали в 1979 году в Топ-20 Британии. Supertramp стали супергруппой.

Pосле выпуска диска 1982 года неожиданно уходит из группы Роджер Ходжсон: он начинает сольную карьеру. В качестве гитариста-"гостя" некоторое нремя с "Супертрэмп" работал Дэвид Гилмор из Pink Floyd: с его участием был записан еще один очень сильный диск (1985). Вторым гитаристом в этом проекте — также в качестве гостя — был Скотт Горхэм (экс-Thin Lizzy). Кстати, Джон Хелливелл также помогал Дэвиду Гилмору в работе над альбомом Pink Floyd "Кратковременная потеря рассудка" (1987) — налицо сотрудничество между двумя супергруппами. (Кстати, музыка этих коллективов примерно одинакова по сложности – за исключением “Animals”, глубину которого до сих пор еще многие не осознали.) Три поздних альбома не слишком интересны – первый (1987) из-за крена в направлении мейнстрима, а второй из-за сильного влияния джаза. Хотя нотки этого жанра присутствуют во всех альбомах коллектива, здесь их чрезмерно много, причем, традиционного (свингового итп), характера, а не джаз-рокового.

Дискография:

"Supertramp"— 1970, "Indelibly stamped"— 1971, "Crime of the century"— 1974, "Crisis? What crisis?"— 1975, "Even in the quitest moments"– 1977, "Breakfast in America"— 1979, "Famous last words"— 1982, "Brother where you bound?"— 1985, "Free as a bird"— 1987, "Some Things Never Change"– 1997, "Slow Motion"– 2002.

Титульная страница