СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Runaway Totem (Italy)

Cтиль: From Zeuhl/RIO to Electronic

Статус: Active

Основной состав: Roberto “Cahal De Betel” Gottardi – vocals, guitars, bass, keyboards; Germano “Tipheret” Morghen – drums, keyboards.

Gруппа Runaway Totem образовалась в начале 90-х. Имеет международный культовый статус. Множество рецензентов хвалят их ранний период, особенно второй и третий альбом. Я не разделяю мнение большинства. Оригинальность – невзирая на влияние Magma-ы (даже поют они на языке, схожим с «кобайским») и еще ряда известных групп – главное достоинство этой команды на любой стадии творчества, тогда как программ, которые мне действительно нравятся, мало.

Sтиль первых трех альбомов, в целом, тот же, что и в ряде последующих, и представляет собой синтез Zeuhl-а и Space Metal-а, последний из которых чаще всего Doom-ового характера. Музыка очень мрачная, порой зловещая, исполнена готических интонаций. Сложность тоже, вроде бы, налицо, но ритмически сложные «стой-играй» моменты, включая ряд RIO-подобных, состоят сплошь из партий, данных в унисон итп (квинта, септа), много повторений одних и тех же тем. Мощные гипнотические гитарные рифы, но какие-то хилые, неинтересные соло. Впечатляет женское оперное сопрано, тогда как мужской лид-вокал, хотя исполняется без ошибок, узкого диапазона. Второй альбом, состоящий из двух эпических сюит, – лучший из этих, и не только потосу, что в нем широко используются винтажные клавишные инструменты, дополняя чистыми элементами симфонизма этот странный конгломерат. Также в зачет идет факт амбициозности этих музыкантов, ибо они смело замахнулись на очень серьезный материал. После издания третьего диска группу покинули трое музыкантов из пяти.

Dиск "Tep Zepi" уже интереснее, невзирая на факт, что создан он, как и два последующих альбома, всего двумя музыкантами. Выдуманный язык заменили родным, итальянским. Хотя стиль прежний, композиция и аранжировка улучшены – из шести представленных вещей только две насыщены повторами тем. Впрочем, одна из оставшихся четырех состоит преимущественно из шумов и эффектов. Еще один негативный аспект это использование виртуального (синтезаторного) смешанного оперативного вокализа вместо живого хора, в отличие от большинства других программ.

Iмеющий самый низкий рейтинг в интернете пятый альбом “Plemora” я нахожу самым лучшим, хотя и он не дотягивает до шедевра – из-за того же сэмплированного хора. Но композиция, аранжировка и техника исполнения здесь уже почти безукоризненны. Далее. Если до сих пор вещи, в основном, были базово медленные или размеренные, то в этой программе есть две стремительные вещи, исполненные всевозможных прогрессивных элементов. И в целом, “Plemora” ближе к RIO, чем к Zeuhl-у (хотя это и родственные жанры в определенной степени), есть также секции с MIO-подобными аранжировками – Space-Doom-ового характера, как и прежде.

Oчередной диск, “Esameron”, на порядок менее богат на одновременно интенсивные и вычурные аранжировки, хотя состоит он из трех длиннющих эпикоподобных треков и одного полуэпика. Временами группа звучит как пародия на себя. При средней продолжительности композиций в 18 минут в них потенциально полно места для подлинно прогрессивных маневров и многочисленных разных тем. На самом же деле, в ход опять пошли повторения пройденных сюжетов, которых так много, что хватило бы и пяти минут для создания нормальной композиции. Значительно меньше стало тяжелых рифов, а без такой энергетической подпитки бесконечное дублирование тем вообще не работает. Gottardi, чей вокал уже вырос до оперного баса, чаще занимается словесной клоунадой, чем поет. В итоге, не менее половины альбома «предназначено» для мусорной корзины.

Aльбом "Manu Menes" возвратил утраченный ранее авторитет группы, которая здесь снова предстает в полноценном составе – теперь как квартет, включая певицу, но в записи принимали участие еще трое камерных гостевых музыкантов. Эта программа еще ближе к RIO – бельгийской школы, и есть моменты, напоминающие ее основателей Univers Zero. Также появились выраженные мотивы индийского фольклора (говоря упрощенно), включая тексты, основанные на изречениях Кришны из Бхагавад-Гиты, книги, написанной более 5 тысяч лет назад, которая много более напоминает научно-метафизический, нежели религиозный трактат. Так, в ней утверждается о существовании бесчисленных вселенных, тогда как ученые только в прошлой декаде установили вероятность этого. Короче говоря, "Manu Menes" это пик творчетва ансамбля.

V значительной степени хорош и "Le Roi du Monde", который мне больше напоминает Universal Totem Orchestra (смотри одноименный обзор, если необходимы детали) – своего рода дочерний проект Runaway Totem – чем собственно героев этого материала. Записанный при участи довольно большого камерного ансамбля, этот диск имел все предпосылки, чтобы стать шедевром. Однако главные в ней музыканты-старожилы вдруг увлеклись электронной музыкой, которой здесь не меньше, чем оркестровой. Еще в большей степени, впрочем, электроника проявляет себя в последней пока программе группы, "Affreschi e Meditazione", хотя, по сути, она здесь явно доминирует. Вместе с настоящими барабанами зачем-то используются синтетические, сэмплированные итп. Музыка, по большому счету, деградировала в амбиент и саундскейп, пусть и весьма необычного характера. Понятие «кнопочной музыки» тоже применимо местами. После этого уже ничего не впечатляет в альбоме. Крах. Выберется ли команда из этой ситуации? Мой прогноз: если и да, то лишь частично. Каким-то непостижимым образом электроника затягивает музыкантов, к ней обратившихся.

Дискография:
1993 – «Trimegisto”, 1996 – "Zed", 1999 – “Andromeda”, 2002 – "Tep Zepi", 2004 – “Plemora”, 2007 – “Esameron”, 2009 – "Manu Menes", 2011 – "Le Roi du Monde", 2012 – "Affreschi e Meditazione".

Титульная страница