СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Osbourne, Ozzy (UK)

Стиль: Progressive Doom Metal

Статус: Active

Aнглийский певец и композитор Оззи Осборн (настоящее имя Джон Майкл) родился 3 декабря 1948 года в Бирминге¬ме. Исходный содтав группы Оззи Осборна: Оззи Осборн (вокал), Рэнди Роудс (гитара, 1956—1982), Боб Дэйсли (бас-гитара), Ли Керслэйк (ударные), Дон Эйри (клавишные).

Nеподражаемый вокалист, один из основателей легендарной группы Black Sabbath, Ozzy Osbourne, несогласный с усложненными экспериментами, которыми в конце 70-х занялся лидер и основной композитор этой группы Тони Йомми, покинул своих товарищей в 1979 году. Он вообще уехал из Англии и обосновался в Калифорнии (Сан-Фран¬циско), под крышей всемирно известного рок-клуба "Винтерлэнд". Басиста Оззи забрал из Raibow вместе с клавишником Доном Эйри (который до того некоторое время, как и сам Оззи, работал в Блэк Саббат), а ударника пригласил из Uriah Heep. Подобрать подходящего гитариста оказалось непросто. Им стал Рэнди Роудс, который был большим поклонником Блэк Саббат. Коллекция самых разных акустических и элек¬трогитар, которую Рэнди в первые же дни знакомства показал Осборну, умилила последнего, но особенно тот факт, что Рэнди в отличие от многих хард-гитаристов играл по нотам.

Vскоре укомплектовавшаяся группа с рабочим назва¬нием Law ("Закон") приступила к репетициям. В середине 1980 года вышел дебютный альбом ансамбля, который - без одобрения всего коллектива - был озаглавлен именем его вдохновителя. Пластинка напоминала Блэк Саббат, но и новых идей в ней оказалось немало. К примеру, по-новаторски прозвучала баллада "Прощание с романсом", где Оззи проявил себя классическим мелодистом.

Oчередной диск, который до сих пор считается лучшим в дискографии певца, был записан в середине 1981 года и уже в несколько обновленном составе: вместо возвра¬тившихся в Uriah Heep Ли Керслэйка и Боба Дэйсли выступили отличные музыканты Томми Олдридж (ударные) и Руди Сарзо (бас-гитара). Альбом "Дневник сумасшедшего" еще более дебютного напоминал Блэк Саббат времен расцвета (1973—1978); музыканты до мельчайших подробностей воспроизвели "дух" старой группы Оззи, причем сделали это на базе совершенно нового музыкального материала, в результате чего наградой им было первое место в Британии и второе — в США.

Pобедное шествие приостановила трагическая гибель друга Оззи, гитариста Рэнди Роудса. Заглушив депрессию, Оззи вернулся на сцену в конце 1982 года. Вместе с Олдриджем, Сарзо и новым гитаристом Брэдом Гиллисом он записал двойной концертный альбом "Поговорим о дьяволе", куда вошли только песни из репертуара Блэк Саббат. Каждая песня из этого альбома представляла авторство Оззи Осборна, но, согласно авторским правам на эту продукцию, его фамилия всегда стояла четвертой после Йомми, Батлера и Уорда... Этот концертный двойник стал причиной конфликта между Оззи и Тони Йомми, который считал, что Оззи, не являясь композитором песен Блэк Саббат, не имел права создавать себе столь шумную рекламу на базе этих песен.

V конце 1983 года выходит третий программный диск Оззи под названием "Вой под луной". В качестве гитариста здесь выступает выходец из Юго-Восточной Азии Джейк И-Ли, вернулся басист Боб Дэйсли. Программа получилась безукоризненно мелодичной. Здесь Оззи часто обращается к традиционной симфонической классике, и в нескольких вещах ансамблю помогает струнный оркестр Льюиса Кларка (ранее он долгое время сотрудничал с ELO). Суперхитом по обе стороны Атлантики стала вещь ‘Я так устал’.

Dва следующих года для Осборна оказались кризисными. Работа возобновилась в середине 1985 года. К тому времени Олдридж, Эйри и Дэйсли успели подписать новые договора, а рядом остался только гитарист Джейк И-Ли. Новый альбом пригласили записывать басиста Фила Соуссона, ударника Рэнди Кастилло и старейшего клавишника (и продюсера многих групп) Майка Морана. Антивоенная концепция текстов новой программы "Абсо¬лютный грех" была более, чем очевидной, но в музыкальном отношении альбом явно проигрывал своим предшественникам: здесь было слишком много "железа". Тем не менее, коммерческий успех его был ошеломляющим: диск до сих пор является лидером в дискографии музыканта по продажам. Вскоре Оззи распустил состав, оставив лишь барабанщика.

Aльбом 1988 года стал одним из самых сильных в дискографии Оззи наряду с дисками 1981, 1983 и 1995 годов. Снова предпочтение по поводу стиля было отдано старому доброму "дум метал", и радости поклонников не было границ: первые места во многих престижных хит-парадах. Неровным по качеству оказался альбом 1991 года «Никаких больше слез», тогда как очередная программа «Оззмозис» поражает как творческой мощью песен, так и широкими симфоническими полотнами. Здесь на клавишных отыграл сам Rick Wakeman (Yes, solo), а басистом, кстати, выступил Geezer Butler, коллега по Black Sabbath. Затем последовали еще три альбома: «Вниз на Землю», «Черный дождь» и «Крик», из которых мне полностью нравится лишь первый, а второй отталкивает экспериментами с так называемой Alternative. В конце 2011 года Оззи воссоединился с Black Sabbath и остается в группе по сей день.

Дискография:

"Blizzard of Ozz"— 1980, "Diary of a madman"— 1981, "Bark at the moon"— 1983, "The ultimate sin"— 1986, "No rest for the wicked"— 1988, "No more tears"— 1991. “Ozzmosis” – 1995, “Down to Earth” – 2001, “Black Rain” – 2007, “Scream” – 2010.

Титульная страница