СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Art Zoyd (France)

Cтиль: RIO-like Neoclassical Music to Electronic

Статус: Active

Основной состав: Thierry Zaboitzeff – bass, cello, voices; Daniel Denis (of Univers Zero, Present) – percussion; Patricia Dallio – grand & el. piano; Alain Eckert – guitar; Gerard Hourbette – viola, violin; Gilles Renard – saxophones; Jean-Pierre Soarez – trumpet.

Gруппа Art Zoyd образовалась во Франции в середине 70-х. Наряду с Henry Cow и Univers Zero, один из первых ансамблей движения Рок-в-Оппозиции. Впрочем, в пяти первых его альбомах элементов Рока практически нет – в двух первых вообще нет, если быть точным. По сути, это была неоклассическая музыка в своем чистом виде, но музыканты как-то ухитрялись делать ее ритмически выраженной, что характерно для RIO. Рок-инструменты были – бас и электрогитара, но первый замещал собой виолончель в доаолнение к альту и скрипке, а партии второго имели флюидно-джазовый характер и были очень атмосферными, далекими от территории Рока.

Nачиная с третьего альбома Art Zoyd стал помогать Daniel Denis, барабанщик и основной композитор Univers Zero, чьи партии на деревянных перкуссионных инструментах сделали ритмику музыки группы более подчеркнутой. Местами появились аранжировки, немного напоминающие King Crimson образца “Larks’ Tongues in Aspic”. В целом, ранний период творчества Art Zoyd сопоставим с произведениями Стравинского и Бартока, хотя музыка была далеко не такой мрачной, как у последнего из них. Если вы, как и я, любите музыку так назваемых композиторов XX века (то есть, неоклассическую), любой из первых пяти альбомов, скорее всего, воспримите как шедевр, хотя лучший из них, на мой взнляд, это третий.

Tо было время расцвета Art Zoyd, ее лучших альбомов, но, так как ее популярность была практически нулевой, начиная со своей шестой программы группа сменила камерный инструментарий на электрический, места фортепьяно и пианино заняли современные синтезаторы, а в дальнейшем и секвенсоры. В более позднем периоде, начиная с диска “Faust”, стали также активно задействоваться сэмплеры и собственно компьютеры. «Кнопочная музыка» это более подходящее определение для второй и – особенно – третьей фазы творчества ансамбля, чем экспериментальная, и, тем более, прогрессивная музыка.

Kогда некоторые рецензенты пишут, что, приобретя “Berlin” и, тем более, “Haxan”, слушатели не встретят ничего нового, «ибо это все тот же самый Art Zoyd», они несут полнейшую чушь. Здесь, основанная на синтетических материалах, музыка, хотя и мрачная, предствает, скорее, как творчество Vangelis-а того же периода, только еще более синематического и экспериментального характера, хотя, для «экспериментов» с сэмплами и кнопками, большого ума не надо, это мне доподлинно известно.

Tри программы, “Nosferatu”, “Faust” и “Haxan” , это что-то типа запоздалых звуковых дорожек к фильмам режиссеров-экспрессионистов 20-х годов прошлого столетия – не самые плохие работы Art Zoyd, хотя «очень на любителя». Я давно привык схватывать все на лету – свойство, характерное для любого опытного меломана с широкими горизонтами, но особенно музыкального критика, активно рецензирующего присылаемые ему диски. В общем, во второй раз слушать те программы у меня не было ни малейшего желания. Тем не менее, любители среднего и позднего пероидов творчества группы существуют, причем, их больше, чем тех, кто предпочитает ранний Art Zoyd, и это вне моего понимания.

Nазвание “Pure Noise” говорит само за себя – “Чистый (Абсолютный) Шум” – просто отвратительный альбом, самое худшее, нелепое и бесполезное, что Art Zoyd выпустили за свою историю. Впрочем, две очередных, послених на сегодня программы ансамбля, немногим лучше. Надо иметь очень большое терпение, чтобы дослушать до конца «Армагеддон: Оперетту для Роботов», звучащую как музыкальная заставка к компьютерной игре. Хотя, возможно, так оно и есть, и игра эта так и называется «Армагеддон»: просто я не разбираюсь в компьютерных играх, далек от этого мира…

Дискография:
“Symphonie Pour le Jour Ou Bruleront les Cites” – 1976, “Musique Pour l'Odyssee” – 1979, “Generation Sans Futur” – 1980, “Phase IV” (2LP) – 1982, “Les Espaces Inquiets” – 1983, “Le Mariage du Ciel Et de l'Enfer” – 1985, “Berlin” – 1987, “Nosferatu” – 1989, “Marathonnerre” (2LP) – 1993, “Faust” – 1995, “Haxan” – 1997, “Ubique” – 2001, “Metropolis” – 2002, “Le Champ Des Larmes” – 2006, “La Chute de la Maison Usher” – 2008, “Pure Noise” – 2009, “Eyecatcher” – 2011, “Armageddon: Operette Pour Robots” – 2013.

Титульная страница